80 лет системе профессионально-технического образования

В этом году система профессионально-технического образования отмечает свой юбилей – 80 лет. Более 2000 мероприятий в разных форматах запланировано к проведению по всей стране.

Из истории профтехобразования

Появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Первые учебные заведения, предлагающие профессиональную подготовку, были открыты в стране в начале XVIII века: это были «школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная и медицинская».

Созданные школы преследовали четкую цель — дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих.

В Санкт-Петербурге 14 января 1701 года открывается первая школа математических и навигационных наук. Именно 1701 год многими принято считать точкой отсчета истории системы отечественного профессионального образования. Для обучения рабочим профессиям в созданные училища отбирались талантливые молодые люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Завершившие полный курс обучения получали квалификацию ученого мастера.

Со второй половины XIX века в российской промышленности происходят серьезные изменения: вслед за Европой в стране получает развитие крупное машинное производство, Россия вступает в период промышленной революции. На рубеже XIX-XX веков драйвером развития профессионального образования становится Русское техническое общество. В 1916 году П.Н. Игнатьев создает Совет по делам профессионального образования.

Основным достижением этого этапа становится трансформация сословного элитарного образования во всесословное, ориентированное на потребности экономики и общества.

В период с 1917 по 1940 гг. после Октябрьской революции и в годы становления советской экономики и промышленности начинается процесс переустройства системы профессионально-технического образования. Всего за указанный период в стране было организовано «1549 школ и училищ, где обучались более чем 400 профессиям и специальностям». Постоянный рост числа промышленных предприятий, взятый страной курс на индустриализацию, потребовали качественного и количественного привлечения профессиональных специалистов, перестройки образования.

В период с 1940 по 1958 гг. в стране сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности.

К началу 80-х годов в стране сформировалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям. Сложившаяся система оперативно отвечала на запросы и потребности страны.

В 1991 году в нашей стране произошли серьезные изменения. Поменялся политический строй, стала формироваться рыночная экономика, были объявлены новые демократические ценности, согласно которым должно было реформироваться все общество. Случилось полное изменение запроса на квалификации, появились новые профессии. Начал складываться новый рынок труда. Существенные изменения затронули и систему профессионального образования.

Важным этапом трансформации становится принятие 10 июля 1992 года Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», который определил порядок дальнейшего функционирования системы образования в новой России. С этого момента система профессионально-технического и среднего специального образования постепенно начинает переходить в стадию регионализации, где главной своей задачей становится ориентация на рынок труда и запросы экономики региона. Правовые основы регионализации образования были прописаны в Федеральном договоре от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Переход системы НПО – СПО в подчинение регионов был реализован в несколько этапов.

В 2008-2012 гг. состоялся заключительный этап регионализации профтеха, ознаменовав завершение реформы системы управления профессиональным образованием, которая началась в начале 90-х гг. С этого момента федеральные органы государственной власти регламентировали государственную политику в сфере СПО, утверждение ФГОС, реализацию государственных целевых программ, установление перечня профессий и специальностей. Субъекты РФ отвечают за перспективы развития региональных систем СПО, реорганизации сети образовательных организаций, вопросы финансирования и административно-правового регулирования.

С завершением перехода к регионализации ключевым инструментом развития становятся государственные целевые программы. Федеральные целевые программы стали выполнять роль «бюджета развития» для системы СПО в Российской Федерации. Появляются новые институты развития (АСИ, Ворлдскиллс Россия), целью которых становится дальнейшая реформа профтеха.

В 2019 году в стране начали создаваться центры опережающей профессиональной подготовки, площадки-агрегаторы профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным новым и перспективным профессиям.

На сегодняшний день система профессионально-технического образования – это передовые подходы к обучению, современная материально-техническая база, высококвалифицированный преподавательский состав. Именно профессиональные кадры играют огромную роль в становлении экономики нашей страны.

В колледже профессиональных технологий все специальности и профессии являются очень востребованными и процент трудоустройства выпускников АГКПТ гораздо выше, чем после обучения на таких же специальностях в других учебных заведениях.

Наши студенты, преподаватели и сотрудники принимают активное участие в мероприятиях, посвященных 80-летию системы профтехобразования: это флешмобы и конкурсы, мультимедийные проекты, торжественные и спортивные мероприятия.

Поздравляем всех причастных с этой юбилейной датой!

Размещено в Без рубрики.